Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Купало Виктор Маркович

   
 
 
 
      Родился Виктор Маркович Купало 14 июня 1914 года в деревне Селищи Оршанского района Витебской области в многодетной крестьянской семье. Отец его, Марк Фомич, был очень уважаемый отменный плотник, конюх, а главное - грамотный - закончил три класса церковно­приходской школы. Именно его после Октябрьской революции крестьяне избрали председателем комбеда, а затем председателем сельсовета. Мама, Дарья Ермолаевна, воспитывала 7 детей, работала в колхозе. С 9 лет Виктор Маркович помогал родителям в тяжелом крестьянском труде - пас коров и пахал землю. Закончил 4 класса в д.Высокое Витебской области и поступил в семилетнюю школу г.Орши. В 1928 году закончил семилетку и поступил в Оршанский автодорожный техникум на специальность автомеханик-шофер. Успешно закончил техникум в 1931 году. До 1932 года работал при техникуме автомехаником-шофером. Однажды в горкоме комсомола услышал, что есть путевки в Тамбовскую школу пилотов и авиатехников. Виктор Маркович уехал в г.Тамбов, успешно прошел медицинскую комиссию и был зачислен курсантом Тамбовской летной школы. Прошел курс обучения по аэродинамике, летному делу, двигателям, метеорологии. Настал день, когда Виктор Маркович стал пилотом. Ему было присвоено звание лейтенанта. Виктор Маркович был направлен на работу в г. Уфу, в распоряжение Уральского Управления Гражданской Авиации. Он был зачислен в 9 летный отряд. Летал в Магнитогорск, Москву, обслуживал нужды народного хозяйства, перевозил почту, разнообразные грузы. В начале 1938 года был направлен в Батайское летное училище на повышение квалификации. Освоил самолет Р-5 и ПС-40. После окончания был направлен в распоряжение Западно-Сибирского Управления Гражданской Авиации, в г.Омск. Здесь был сформирован ночной отряд. В этом отряде Виктор Маркович летал на ночной линии - первой линии в СССР до конца 1938 года, обслуживая участок Свердловск-Красноярск. В начале 1939 года был переведен в г. Новосибирск. Стал пилотом II класса, летал на самолетах ПС-9 (АН-9), ПС-40, ПС-41, ДС-3 (ПС-84). 1939-1940 Виктор Маркович участник Советско-Финской войны, летал на самолете СБ по обслуживанию связи действующих фронтов: Петрозаводского, Ухтинского и Мурманского направлений. После Советско-Финской войны в 1940 году Виктор Маркович летал над Сибирью. В марте 1941 года, как командир запаса, в звании лейтенанта, вместе с другими пилотами Гражданской Авиации был призван в действующую армию. Служил в частях ВВС, в 212 Особом полку дальней бомбардировки. Этот полк в будущем перерос в дивизию, а затем в армию для бомбардировки на дальние расстояния. Местом базирования был г. Смоленск. К началу ВОВ полк был полностью подготовлен к ведению боевых действий. День 22 июня 1941 года стал рубежом, который кровавым рвом располосовал жизнь советских людей на до войны и после, на счастливое вчера и кошмарное завтра. С первого дня войны Виктор Маркович стал участником боевых действий. В ночь с 22 на 23 июня 1941 года командир самолета 5-й авиаэскадрилии 212-го отдельного бомбардировочного полка авиации дальнего действия Виктор Маркович поднял в небо свой самолет. Задача - выйти в район Варшавы и провести бомбежку по скоплениям танков и боевой техники врага. Штурманом у Виктора Марковича Купало был Токарев, бортрадистом - Вовк. На цель вышли, бомбили спокойно, видели внизу вспышки, пламя, дым. 24 июня 1941 года 2-й вылет. Предстояло выйти под Брест и атаковать большие танковые колонны. Начали заходить для новой бомбежки и тут же вступили в бой с мессершмиттами. Пули прошили крыло, еще одна очередь - и разлетелась приборная доска. Пламя охватило левое крыло самолета. Радист был убит. Купало приказал штурману покинуть самолет. Огонь обжигал лицо, цеплялся за брови, губы, комбинезон. Виктор Маркович подтянулся из последних сил, проверил, выпрыгнул ли штурман, и перевалился через борт кабины. Сильный порыв ветра закрутил его. Очнулся Виктор Маркович от того, что почувствовал удар, открыл глаза и провалился в трясину, едва не нахлебавшись липкой жижи. Резкая боль в левом плече прожгла тело. Штурман Токарев оказался рядом. Из левого плеча Виктора Марковича хлестала кровь, весь левый сапог был заполнен ею. Штурман Кузьма Токарев перевязал рану своей гимнастеркой. Вместе, превозмогая боль, стали выбираться из Пинских болот. Вышли к селу, расположенному южнее Бреста. Их подобрала военная машина и доставила в Лунинец, так как Брест и Пинск были оккупированы. Из Лунинца военным составом Виктор Маркович был отправлен в Москву. Несколько раз состав обстреливали немецкие бомбардировщики. В Москве Виктора Марковича отправили в госпиталь Лефортово, где он проходил курс лечения и реабилитации. В августе 1941 года он выписался из госпиталя и отправился в часть, которая находилась в г.Ельце. Продолжал воевать. Немцы рвались к Москве, начались боевые вылеты в Подмосковье. Летали только ночью. Наносили удары по скоплениям фашистских войск. В ноябре 1941 года фашистские танки Гудериана хотели взять Москву в клещи. Был дан приказ - нанести точный удар по скоплению техники южнее Москвы. Советские летчики нашли новый способ в бомбометании. На парашюты вешали светящиеся бомбы, которые на небольшое время, как прожекторы, освещали все пространство. Точно отметавшись бомбардировщики улетали, уступая место новой партии самолетов. Потерь со стороны советских летчиков почти не было. За битву под Москвой Виктор Маркович Купало награжден Орденом Ленина. В 1942 году немцы пытались пробиться к Полтаве. Экипаж Виктора Марковича Купало бомбил переправы в районе Кременчуга. Самолет был подбит, но Виктор Маркович сумел вернуться на аэродром. В 1943 году Виктор Маркович перенес сложную операцию, она оказалась неудачной. Заключение врачей звучало как приговор - к летной работе не годен. Был отправлен в тыл, в г.Новосибирск. Здесь встретил жену и увидел своего первенца - дочку Наденьку. Начались хождения в военкомат, часами просиживал в кабинетах, добиваясь одного - отправки на фронт, разрешение летать. Летать Виктору Марковичу разрешили, только на транспортных машинах, но и это была победа над заключением врачей. В.М. Купало перевозил грузы, почту, обучал молодых азам летного искусства. В 1944 году был командиром эскадрильи штаба ВВС Западно-Сибирского военного округа. В любое время года Виктор Маркович занимался бегом и зарядкой. В итоге решение медицинской комиссии - годен для полетов на самолетах любого типа. Но это было время поршневых машин. Реактивная авиация только зарождалась. С 1946 по 1979 Виктор Маркович в аэрофлоте на летной работе. Прошел путь от пилота-инструктора до начальника Летно-Технического Отряда Управления. Был командиром Ил-12, Ил-14. Виктору Марковичу в 1952 году было присвоено звание полковника Гражданской Авиации. 1955 - 1956 гг. находился на годичных курсах усовершенствования высшего и среднего начальственного состава Гражданской Авиации в г. Ленинграде. Успешно прошел курс, вернулся в Новосибирск и стал начальником штурманского отдела Гражданской Авиации Западно-Сибирского Военного Округа. Затем был назначен командиром летного состава. За период нахождения на службе поступил в 1965 году в Свердловский юридический институт, который закончил в 1970 году. Виктору Марковичу была присвоена квалификация юриста высшей категории. В 1956 году на воздушные просторы нашей страны вышли мощные скоростные лайнеры. Виктор Маркович Купало стал учиться летать на ТУ-104. Подлинной революцией гражданской авиации стал 1956 год - на смену самолетам с поршневыми двигателями пришел реактивный многоместный воздушный корабль ТУ-104. Начало регулярных полетов реактивных кораблей на запад и восток страны принесло трехкратную экономию времени передвижения пассажиров и такое же увеличение объема перевозок. В 1957 году Виктор Маркович переучен на самолет ТУ-104. Он был организатором и командиром 204-го летного отряда реактивных самолетов. Командовал Виктор Маркович этим отрядом 18 лет. Командирами реактивных самолетов могли быть пилоты до 35 лет. Именно Виктор Маркович открыл дорогу и показал всем, что классные пилоты реактивных самолетов могут быть пилоты и после 40 лет. Этим он открыл дорогу многим летчикам в годах, желающим освоить реактивную авиацию. 12 июля 1957 года знаменательная дата не только в жизни Купало, но и всего Советского Союза. В этот день был выполнен на лайнере ТУ-104 - самом совершенном в мире тех лет реактивном пассажирском самолете - первый регулярный рейс по маршруту Новосибирск-Свердловск-Москва. За штурвалом корабля был один из опытных летчиков Западной Сибири - Заслуженный пилот СССР - Виктор Маркович Купало. В 1957 году из Аэропорта «Толмачево» в Новосибирске было отправлено 7000 пассажиров и 20 тонн груза. Первооткрывателем реактивных рейсов В.М. Купало пришлось готовить к полетам на ТУ своих товарищей. На счету опытнейшего летчика Виктора Марковича немало типов самолетов, не один миллион километров налета. Еще до Великой Отечественной войны он налетал свой первый миллион, в 1955 году их стало три, в 1958 - четыре, а в 1963 - уже пять миллионов. Виктор Маркович первый в Западной Сибири перешагнул пятимиллионный рубеж. Реактивный самолет -машина сложная, неряшливости не терпит, поэтому Виктор Маркович всегда требовал от подчиненных знания и точного выполнения всех пунктов инструкций, положений, наставлений, т.к. в них проанализирован, обобщен огромный опыт сотен людей, опыт, который порой оплачивается самой дорогой ценой - жизнью. 18 лет руководил Виктор Маркович летным подразделением реактивных машин. И за все эти годы ни одного случая аварийной ситуации по вине летного состава. Виктор Маркович учил: «Безнадежных ситуаций ни у кого никогда не бывает, а у пилотов гражданской авиации тем более. Ищи, думай, пробуй! Самое главное -тщательная подготовка к любому рейсу. Пусть даже ты уже сотни раз прошел по этому маршруту, пусть штурман может о нем рассказать в стихах, ты все равно должен быть готов к любой неожиданности». Обширные знания, богатейший опыт, приобретенный за четыре десятилетия работы в небе, Виктор Маркович по крупицам, не спеша, но настойчиво передавал своим подчиненным, требуя взамен дисциплины и творчества. В 1977 году пришла пора прощаться с небом, Виктор Маркович ушел с летной работы. В этом же году он был назначен начальником летно-методического центра при Учебно-тренировочном отряде (УТО), которым он руководил до 1979 года. В 1979 году Виктор Маркович переехал в Беларусь, в г. Витебск, поближе к родным, к внукам. В 1980 году в Витебске Виктор Маркович Купало был назначен на должность начальника штаба летной эскадрильи, на этой должности он находился до 1987 года. Выдержанный, волевой, дисциплинированный, умный, талантливый Виктор Маркович легко влился в новый коллектив, работал с большим удовольствием, быстро навел порядок в оформлении документации. В 1987, году Виктор Маркович ушел на заслуженный отдых и переехал в г. Минск. Получил квартиру в микрорайоне «Сокол». И здесь он не сидел без работы. Был избран депутатом поселкового Совета, много сделал для обустройства нашего микрорайона. Виктор Маркович всегда отзывался на все просьбы. Он желанный гость средней школы № 194, расположенной в микрорайоне «Сокол». Учащиеся с огромным интересом слушали захватывающие рассказы Виктора Марковича о годах Великой Отечественной войны и послевоенном обустройстве нашей страны, об истории становления и развития реактивной авиации. Умер Виктор Маркович на 98 году жизни - 17 февраля 2012 года. В разговоре с ним, когда ему было далеко за 90 - поражала великолепная память, высокая эрудиция, энциклопедические знания . Он прекрасно разбирался в политике, имел свою точку зрения на современное положение нашей страны на мировой арене, хорошо владел экономической ситуацией. Слушая его рассказ, окунаешься в историю, и она в лицах и фактах встает перед тобой во всей своей красе, а ты становишься не просто пассивным созерцателем, а активным участником всех событий.
 
     

Разделы сайта